Единое окно, открытое для всех

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми отмечает 30 ноября 5 лет работы. О становлении уникального учреждения, его глобальных задачах, истории и перспективах рассказала руководитель ГАУ РК «МФЦ» Наталья Жегунова.

– Наталья Владимировна, какая идея закладывалась в многофункциональные центры при создании системы?

– Работа по созданию МФЦ проводилась в рамках административной реформы. В 2010 году вместе с Федеральным законом 210-ФЗ появились такие понятия, как «заявитель», а государство стало «сервисным», перейдя на принцип «государство для человека».

В качестве посредника, который бы объективно не зависел ни от заявителя, ни от органа власти, и было придумано МФЦ, которое, кстати, не имеет статуса госоргана. Функции МФЦ заключаются в приеме документов от заявителей, сборе пакета документов для направления в орган власти, контроле за сроками предоставления услуги и непосредственной выдаче результата заявителю. Это принцип «одного окна», когда заявитель обращается один раз для получения комплекса услуг.

– До получателей госуслуг эту идею удалось донести?

– Не сразу, но люди идею оценили. В Республике Коми пилотные МФЦ появились в 2012 году, наше учреждение было создано в конце 2013 года. Всего за пять лет работы мы обработали более 3,33 млн. обращений граждан. В списке наших услуг – более 200 пунктов, ежемесячно мы принимаем по 60-65 тысяч обращений граждан по разным вопросам. Если это переложить на население Республики Коми, то получится, что практически каждый житель, включая младенцев, хотя бы один раз в год обращается в МФЦ. Мы видим, что все заложенные идеи и смыслы удалось реализовать. Даже в целом по Российской Федерации МФЦ считается одним из самых успешных проектов последних лет.

– В какой момент МФЦ стал незаменимой структурой?

– В 2012 году люди еще очень настороженно относились к новой структуре. Люди не верили, ночами стояли в очередях в Росреестр, Кадастровую палату, паспортные столы, чтобы получить загранпаспорт или талончик на регистрацию сделок с недвижимостью. Перелом в сознании заявителей произошел в 2015 году, когда было завершено поэтапное создание сети МФЦ по Республике Коми. В 2016 году сеть заработала в полную силу, увеличилось количество услуг, число обращений возросло многократно. С 2017 года муниципальные центры и офисы вошли в состав республиканского учреждения.

– За чем чаще всего обращаются жители Республики Коми?

– Безусловные лидеры нашего «хит-парада» – это Росреестр и Кадастровая палата с услугами по регистрации недвижимости и кадастровому учету. Это примерно половина от всего объема предоставляемых нами услуг. Такая статистика характерна не только для Республики Коми, это общефедеральная тенденция. На втором месте по востребованности – МВД с услугами по оформлению паспортов и регистрационному учету. Также граждане активно пользуются возможностью получить или заменить водительские удостоверения в МФЦ. Приходят к нам и за услугами Пенсионного фонда: оформлением пенсий, пособий, маткапитала и компенсаций проезда к месту отдыха и обратно. Немало услуг через МФЦ предоставляет Налоговая служба: регистрация в качестве юридических лиц индивидуальных предпринимателей, подача деклараций.

– Что нового появится в МФЦ в ближайшее время?

– С нового года в МФЦ передаются все услуги социальной защиты и занятости населения: оформление различного вида пособий, льгот на коммуналку, статуса малоимущих и связанных с этим субсидий, доплат, компенсаций. Количество оказываемых ведомством (Минтрудом РК) услуг измеряется сотнями тысяч, после передачи полномочий у нас прибавится огромный объем, соизмеримый с количеством услуг Росреестра.

Также на уровне Российской Федерации сейчас внедряется проект по передаче полномочий по регистрации рождения и смерти в МФЦ. Проект предусматривает, что мы будем не просто принимать заявления, а проводить регистрации рождения и смерти, то есть мы в какой-то части станем ЗАГСами.

– Возможно ли, что в перспективе все без исключения услуги гос-органов будут переданы в МФЦ?

– МФЦ должен стать единым окном очного взаимодействия с заявителем и точкой предоставления наиболее массовых и социально значимых услуг. Если раньше список возможностей МФЦ постоянно расширялся, то сейчас акцент делается на те услуги, которые действительно нужны гражданам в их повседневной жизни. Такой подход предусматривает формирование на основе органов государственной власти бэк-офисов по обработке обращений граждан и перевод части не самых востребованных услуг в электронный вид.

Еще один проект, реализуемый параллельно с административной реформой, в рамках которой услуги госорганов передаются в МФЦ, – это «Бережливое производство». В рамках это проекта оцениваются все трудозатраты и исключаются ненужные звенья для того, чтобы оптимизировать процесс получения услуги. Задача проекта – освободить людей от лишней работы и сократить время ожидания результата для заявителей.

«Функции МФЦ заключаются в приеме документов от заявителей, сборе пакета документов для направления в орган власти, контроле за сроками предоставления услуги и непосредственной выдаче результата заявителю. Это принцип «одного окна», когда заявитель обращается один раз для получения комплекса услуг».

– Многофункциональный центр – посредник между гражданами и государством, он предоставляет чужие услуги. Что уникального от себя может предложить МФЦ заявителям?

– Мы предлагаем услуги по жизненным ситуациям. Развитие этого направления является для нас еще одним приоритетным проектом. Человек, приходя в МФЦ, не должен думать, услуги какого органа власти ему нужно получить, какие документы ему важно оформить. Он должен лишь называть специалисту ситуацию: рождение ребенка, или выход на пенсию, или покупка квартиры. Сейчас у нас разработаны семь стандартов по оказанию услуг на основе жизненных ситуаций. Собственно, именно эти стандарты и есть воплощение главной идеи МФЦ – удобство получения госуслуг в одном месте.

Источник: Журнал "Регион"